РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА на 2021 год среди образовательных организаций Челябинска

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА 2021-2023 гг.

По направлению «Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам общего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

Основная идея проекта заключается в обновлении основных и дополнительных общеобразовательных программ, их содержания и технологий реализации за счет внедрения методологии реализации целевой модели наставничества обучающихся «учитель-учитель», «учитель-ученик», направленных на раннее профессиональное самоопределение учащихся, выстраивание траектории их развития в условиях дуального образования, сетевого взаимодействия с использованием инфраструктуры организаций профессионального образования по сквозным рабочим профессиям с учётом региональной специфики.

Цель: создать и внедрить в практику педагогической деятельности модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающую раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области.

Нормативно-правовые документы:

  1. Приказ министерства образования и науки Челябинской области 
  2. Приказ о составе рабочей группы
  3. Договор с ЧМТТ о сетевой форме реализации модели наставничества
  4. Дорожная карта проекта «Создание и реализация на базе образовательной организации моделей наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающих раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области»
  5. Положение «О программе наставничества»
  6. Положение «О модели наставничества»
  7. Положение «О разработке и утверждении программ наставничества»
  8. «Положение по распределению выплат стимулирующего характера
  9. Положение «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по программам общего, основного общего и среднего общего образования в части регулирования реализации программ наставничества»
  10. Положение «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам  в части регулирования реализации программ наставничества»
  11. Приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников в части регулирования реализации программ наставничества

Целевые группы, на которые ориентированы основные эффекты внедрения проекта:

  • Обучающиеся – построение собственной – индивидуальной образовательной траектории профессионального движения; развитие ценностей профессионализма, профессионально-личностной самореализациии, направленных на формирование профориентационных компетенций.
  • Родители – оказание профессиональной помощи в выборе будущей профессии ребенка, релевантной в Челябинской области.
  • Педагоги – совершенствование профессионального роста педагогов основного и дополнительного образования по вопросам, обеспечивающим раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области.
  • Руководители образовательных организаций – выстраивание траектории развития учащихся, как условие достижения высоких образовательных результатов, наличие разработанных мотивационных механизмов профориентационной деятельности в сетевой форме с использованием наставничества.
  • Социальные партнеры – инвестиции в «человеческий капитал», мотивация обучающихся на рабочие профессии, релевантные в Челябинской области.

Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития.

Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт.

Эффекты и эффективность реализации проекта

  1. Мой наставник – преподаватель ОБЖ
  2. Мой учитель – наставник
  3. Выпуск № 3 Март 2021
  4. #НАСТАВНИКИКТООНИ?
  5. Лицей № 120 примет участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии
 

16.01.2021г. прошло заседание рабочей группы по реализации инновационного проекта по направлению «Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам общего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Результат заседания –  распределение функционала в рамках реализации инновационного проекта.

 

19.01.2021г. на совещании педагогического коллектива познакомили педагогов лицея с основными положениями инновационного проекта.

 

22.01.2021г. на заседании школьного органа детского самоуправления «Школа лидер» учащиеся приступили к обсуждению модели наставничества «Ученик – ученик»

ссылка

28.01.2021г. прошла встреча рабочей группы МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»  с коллективом ГБПОУ «Челябинский механико – технологический техникум» по взаимодействию по модели наставничества в условиях дульного образования, обеспечивающему раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области (токарь, фрезеровщик, повар- кондитер, парикмахер, сварщик (металлообработка), машинист металлургического производства, оператор станков с числовым программным управлением).  Результат встречи – готовность к подписанию договора о сетевой форме реализации модели наставничества.

Модель

05.02.2021г. прошло заседание рабочей группы по реализации инновационного проекта. Педагоги лицея приступили к обсуждению модели наставничества «Учитель – ученик».

ссылка

12.02.2021г. на заседании школьного органа детского самоуправления «Школа лидер» учащиеся предложили разработать макет значка наставника.

ссылка

16.02.-18.03.2021г. учащиеся 6 класса и педагог – наставник учитель математики Смирнова В.А. приняли участие в IV городской интеллектуальной – технологической игре «Многогранник». Результат участия – 2 место.

ссылка

01.03.2021г. подписаны соглашения между наставниками (педагогами школы) и родителями (законными представителями), наставляемым (Учеником школы) по программе наставничества «Индекс релевантных профессий».

ссылка

01.03.2021г. подписаны соглашения о сотрудничестве между наставником СПО (ГБПОУ «Челябинский механико – технологический техникум»)  и педагогом Школы (МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»). 

ссылка

01.03.-04.03.2021г. учащиеся лицея 8 и 9 классов принимали участие в VIII открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkils Russia) в компетенциях: полимеханика и автоматика, фрезерные работы на станках с ЧПУ. Благодаря своим наставникам – учителям технологии, наши учащиеся заняли 1,2, 3 места.

 

01.03.-16.04.2021г. учащиеся 5 и 10 классов со своими педагогами- наставниками, учителями информатики, приняли участие в областном конкурсе творческого профориентрования для обучающихся «Стратегия выбора»

 

26.03.2021г. на общешкольном  родительском комитете были представлены итоги работы педагогов – наставников по программе «Одаренные дети» и основные положения инновационного проекта «Создание и внедрение в практику педагогической деятельности модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающей раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области».

ссылка

30.03.2021г. ученица 8 класса  провела мастер – класс «Как подготовить себя к публичным выступлениям?» для учащихся 8 а класса в рамках подготовки к I Городскому конкурсу образовательных проектов юных наставников «Равных – равному». 

ссылка

06.04.2021г. ученица 10б класса со своим наставником – учителем  технологии успешно  защитила работу на 58 – ом очном Городском открытом конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся 9-11 классов, «Интеллектуалы XXI века»

ссылка

06.04.2021г. приняли участие в установочном семинаре ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Результат семинара – корректировка календарного плана работы в марте-декабре 2021 г.

ссылка

09.04.– 14.04.2021г. педагоги – наставники лицея приняли участие в учебно – тренировочных сборах команд школьников Челябинской области для подготовки к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Результат сборов – три ученика лицея примут участие в  заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии в Санкт – Петербурге.

ссылка

01.04 -16.04.2021г. ученик 9 а класса готовится со своим наставником, учителем технологии, к Отборочным соревнования на право участвовать в Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы», которые состоятся в хабаровском крае.

ссылка

01.04 -16.04.2021г. Учащиеся 10ых классов со своими наставниками, учителями информатики принимали участие в интеллектуально – творческом конкурсе инфографики «Будущее в наших руках». Поздравляем победителя ученика Ашаева И. и его наставника Долгина Т.С.

ссылка

19.04-24.04.2021. Олимпиада по технологии по направлениям «Культура дома, дизайн и технологии» и «Техника, технологии и техническое творчество». Среди призеров три ученицы МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»

 

12.05.2021г. была получена консультация на кафедре естественно – математических дисциплин ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по разработке нормативных актов, связанных с основными вопросами реализации целевых моделей наставничества.

ссылка

19.05.2021г. Глава Челябинска поздравила лучших олимпиадников и их наставников

ссылка

25.05.2021г. представлены модели: «Учитель-ученик», «Ученик- ученик», «Учитель – мастер производственного обучения – ученик» для профессионально-общественной экспертизы целевой модели наставничества обучающихся ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

 

27.05.2021г. была получена консультация на кафедре естественно – математических дисциплин ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по разработке программ наставничества по модели «Учитель – ученик».

ссылка

С 1 по 3 июня 2021г. ученик 9 а класса лицея со своим наставником, учителем информатики, участвует в региональном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс – Южный Урал 2021» по аддитивным технологиям (категория школьники)

ссылка

10.03.-31.05.2021г. областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ различной направленности «Новое поколение определяет…»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (СТАТЬИ) 

ссылка

01.02.2021г. опубликована авторская статья в сетевом издании “ФОНД 21 ВЕКА” «Педагогическое сопровождение конкурсного движения WORLDSKILLS Юниоров» Васильева А.С., учителя технологии, наставника – эксперта Worldskils  в рамках работы региональной инновационной площадки на базе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»

 

15-20.02.2021г. представлен опыт в рамках работы региональной инновационной площадки на базе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Применение моделей наставничества при сопровождении талантливых обучающихся» Айчуваковой Е.Р., заместителя директора по НМР,  куратора проекта «Наставничество»; Полянской Л.Г., учителя ОБЖ, наставника  олимпиадного движения.

       В статье рассмотрен вопрос сопровождения талантливых обучающихся при подготовке к олимпиадам. Важным условием работы с талантливыми детьми является сопровождение на основе индивидуального плана (индивидуального маршрута).

ссылка

25.02.2021 г. представлен опыт в рамках работы региональной инновационной площадки на базе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» на IV Международной онлайн-конференции «Наставничество – современный ресурс педагогического сопровождения обучающихся» Айчуваковой Е.Р., заместитель директора по НМР,  куратора проекта «Наставничество»; Гаврилова М.С., учителя технологии,  наставника – эксперта Worldskils

       Статья посвящена моделям наставничества (педагогического сопровождения) профессионального самоопределения подростков. Особый акцент в разрешении данной проблемы сделан на особенностях технологического образования.

 

24-27.03.2021г. представлен опыт в рамках работы региональной инновационной площадки на базе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» на Всероссийской научно – практической конференции «Подготовка педагогических кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации региона» «Роль наставничества в преподавании «Технологии» Подобряевой Н.Л., учителя технологии, наставника олимпиадного движения; Горбачевой И.В., учителя русского языка, руководителя Методического совета.

        В статье рассматриваются вопросы использования технологии наставничества в системе технологического образования, роли наставника в организации проектной деятельности, содержательные аспекты его деятельности, а также взаимосвязь между уровнем методического мастерства педагога-наставника и формированием ключевых компетенций у обучающихся.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (ВЫСТУПЛЕНИЯ)

 

25.02.2021г.  IV Международная онлайн-конференция «Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога»

На секционном заседании «Использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения планируемых результатов и повышения мотивации школьников к обучению»  для заместителей директора по учебной работе, педагогов-предметников, методистов представлен опыт  в рамках работы региональной инновационной площадки на базе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» по теме «Наставничество – современный ресурс педагогического сопровождения обучающихся» Е. Р. Айчуваковой

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (КОНКУРСЫ)

ссылка

21-24.03.2021г. областной конкурс профессионального мастерства специалистов образовательных организаций, расположенных на территории Челябинской области» «Воспитать человека»  

В номинации «Системы воспитательной работы в образовательной организации» был успешно  представлен опыт работы лицея по раннему профессиональному самоопределению подростков в рамках воспитательной системы МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» с использованием моделей наставничества.

 

ссылка

10.03.-31.05.2021г. областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ различной направленности «Новое поколение определяет…»

В номинации дополнительные общеобразовательные программы с использованием различных форм наставничества представлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компетенция WSR Junior «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» – Гаврилов М.С. учителя технологии,   наставника – эксперта Worldskils.

 

ОБУЧЕНИЕ НАСТАВНИКОВ

педагоги

 

17-18 марта 2021г. обучено 12 человек по программе: «Инновационные методы управления образовательными организациями. Проектирование моделей сопровождения (наставничества) в образовательной организации» на базе Государственного бюджетного  учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

педагоги

ссылка

 

28-29 апреля 2021г. обучено 5 человек по программе: «Инновационные методы управления образовательными организациями. Проектирование моделей сопровождения (наставничества) в образовательной организации» на базе Государственного бюджетного  учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

учащиеся

июнь 2021г. «Школа наставничества»