Конкурс «Мои горизонты» , Курылёва Юлия Юрьевна, педагог-навигатор
Задача каждого учителя в школе – не только дать ученику набор знаний по тому или иному предмету, но и стать своеобразным проводником во взрослый мир. Не зря в переводе с греческого ПЕДАГОГ (παιδαγωγός) — «тот, кто ведёт (воспитывает) детей, детово́д» , от παις, παιδος — «ребёнок, дитя» αγωγος — «ведущий». Путь этот тернист и не лишён препятствий, но цель его того стоит. Наша задача – воспитать всесторонне развитую личность, настоящего гражданина нашего общества, да и просто счастливого , довольного своей жизнью человека. Мы помогаем ребёнку на старте, задаём верный вектор дальнейшего развития, и немаловажной здесь становится помощь в выборе профессии, которая будет приносить в дальнейшем не только определённый статус, но и удовлетворение от возможности заниматься любимым делом , быть востребованным в современном, постоянно меняющемся мире.
Программа «Билет в будущее» в этом отношении прекрасная возможность как для ученика разобраться в широком спектре интересных профессий, так и для педагога – почувствовать важность переданного опыта в профориентации и порадоваться первым успехам своих учащихся в профессиональной сфере .
В нашем лицее профориентационное направление – одно из ведущих. Мы целенаправленно создаем новое образовательное поле , способствующее развитию актуальных навыков будущих профессий. В процессе работы наши учащиеся проходят профессиональные пробы на площадках «Пробуй навыки» на базовом уровне в лицее по следующим профессиям: плотник, токарь, фрезеровщик, повар , дизайнер, чертёжник, оператор персонального компьютера, конструктор, портной, закройщик, модельер – конструктор, технолог швейного производства.
Уже несколько лет мы продуктивно осуществляем работу в рамках сетевого взаимодействия по программам дополнительного образования с Челябинским механико-технологическим техникумом, в современно оборудованных мастерских которого проводятся пробы на повышенном уровне по таким профессиям, как оператор и наладчик станков с ЧПУ, повар, парикмахер , электромонтажник, полимеханик.
Как классный руководитель, я предложила своему классу участвовать в проекте «Билет в будущее». Поначалу эта идея не вызвала у ребят особого воодушевления . Экскурсии и мастер-классы проходят во внеурочное время, а это не очень приветствуется современными школьниками. Я понимала, что мероприятия по профориентации должны быть такими, чтобы ребятам хотелось их посещать даже тогда, когда альтернативой этому будет отдых и общение с друзьями . Начали мы с регистрации и прохождения различных тестов, которые уже вызвали у учащихся ряд вопросов. Потом последовали мероприятия в рамках сотрудничества нашего лицея с Челябинским механико-технологическим техникумом. И вот здесь, пообщавшись с мастерами производства, настоящими профессионалами своего дела , увидев профессию «изнутри», мои ребята по-настоящему загорелись этим проектом. Не было на следующей неделе отбоя от желающих посетить занятие, не хотели они ехать после него во вторую смену в школу, потому что очень интересно, всё дают потрогать и попробовать, всё по-взрослому и по-настоящему. Эмоции были на пике! Девочки выразили желание разобраться в электричестве и поработать на настоящем станке, а юноши – попробовать себя в кулинарном искусстве и парикмахерском деле.
Моя функция как классного руководителя, педагога – навигатора платформы «Билет в будущее» заключалась главным образом в координировании действий учащихся, повышении интереса к проводимым мероприятиям, в анализе степени увлечённости и знаний учащихся .
За год мы посетили немало мероприятий проекта, провели классные часы и мастер-классы. Вот только некоторые отзывы ребят:
«Билет в будущее — интересный проект, где можно понять, что тебе интересно и выбрать свою будущую профессию. Больше всего меня заинтересовала площадка «Мир инженерного дизайна CAD», где нам показали работу на 3D принтере и многие другие интересные IT. Мне всё это очень понравилось, гораздо больше, чем мероприятие «Я выбираю машиностроение». Многое там у меня всё же вызвало интерес, но осталось непонятным, и я решила, что многому мне нужно ещё научиться , прежде чем делать окончательный выбор».
«Сегодня я посетила занятие «Робототехника». Мы выяснили, как роботы облегчают жизнь человеку , а потом собирали из конструктора роботов-футболистов, при помощи джойстиков управляли ими и играли в футбол! У нас была куча вопросов, и на каждый из них мы получили компетентный ответ. Всё это кажется простой игрой, но на самом деле я понял, что, кажется, начинаю понимать, чем бы я хотел заниматься в будущем!»
«Специалист, проводивший с нами тесты, сказал, что наши ответы на эти вопросы уже сегодня могут определить, к каким видам деятельности у нас есть способности и в какой области мы можем работать с наибольшей пользой для себя и других. Я думаю, что при выборе профессии нужно прежде всего разобраться в себе, понять, что интересно, к чему больше лежит душа . Поэтому подобные занятия очень полезны, ведь они помогают человеку не допустить одну из самых серьёзных ошибок в своей жизни».
Проект «Билет в будущее» оказался полезным опытом и настоящим открытием! Это значительно расширило наши горизонты и дало понимание реальных возможностей трудоустройства ребят после обучения. Благодаря разнообразию методов и форм работы мои ученики получили полное представление о множестве профессий и областей деятельности, это бесценно для маленьких людей, которые только начинают свой путь в мире профессий!
#моигоризонты