Пропрофориентационный минимум
С момента объявления Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым новости о введении единого пройфориентационного минимума, разговоры о нем не утихают. Тема порождает множество вопросов и догадок: кто этот «минимум» определяет? Кто всё это будет реализовывать на местах? Какие условия должны быть созданы и т.д.
Кажется, что профориентация – что-то уже устоявшееся, понятное и сложившееся как традиция. А известная нам традиция – это выбор будущей профессии, на который влияют родители, учителя, опыт более старших друзей. Школьники посещают дни открытых дверей, листают бесконечные рекламные листовки, и вроде бы всё прекрасно…
Однако, как отмечают исследователи, профессиональное самоопределение сегодня имеет скорее неосознанно некомпетентный характер. Это значит, что ребята не только не владеют доступными и действенными инструментами для профориентации, но и не осознают этого. Как результат – минимальные представления о мире профессий, в том числе о профессиях будущего, отсутствие знаний о реальном рынке труда, невозможность ориентироваться среди предложений средних и высших учебных заведений. Итог предсказуем – профессия выбирается по принципу «куда возьмут».
Конечно, мы говорим не о всех 100% школьников страны. Есть примеры настолько грамотной профориентационной работы и слаженных действий между школой и родителями, что ребенок не только выбирает будущую профессию ориентируясь на свои знания, предпочтения, интересны и способности, но и делает действительно правильный выбор «по душе». Таких примеров, увы, не так много.
Именно осознание этой проблемы и привело к созданию профориентационного минимума, который минимизирует разрыв в профориентационных практиках.
Разбираемся вместе, что этакое этот «профориентационный минимум» и чем он так полезен.
Профориентационный минимум – это единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Коснётся эта мера всех, без исключения, субъектов Российской Федерации, в том числе труднодоступных территорий.
Эта деятельность будет встроена в образовательную, воспитательную и иные виды деятельности. Педагоги приобретут соответствующие компетенции, позволяющие проводить профориентационные мероприятия на более качественном уровне.
Очевидно, что теперь, независимо от индивидуальной заинтересованности учителя темой профориентации воспитанников, независимо от имеющейся у конкретной школы практики, качественная профориентация станет доступна всем без исключения.
Каждая школа сможет выбрать оптимальный для нее уровень профориентационного минимума, а вместе с тем получит набор готовых рекомендаций и даже «сценариев» проведения мероприятий. По сути, в арсенале общеобразовательных организаций будет готовый маршрут, который адаптируется под реальные условия, ресурсы и потребности обучающихся.
В целях внедрения профориентационного минимума в школах будут введены новые функциональные обязанности – специалисты по профориентации. Именно на их плечи ляжет работа по организации данной работы и внедрении «профминимума».
Выбор профессии и способность на этом пути не соврешить фатальные ошибки – один из важнейших вопросов для каждого человека. Чтобы процесс знакомства с миром профессий и ситуация множественного выбора не ставила старшеклассников в тупик мы должны дать ребятам понятные инструменты определения своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории. В этом и состоит суть профориентационного минимума.
Идея прекрасная и очень полезная, а за тем, как она будет воплощаться в жизнь все мы сможем наблюдать уже с сентября 2023 года.