Технология в школе ЗА и ПРОТИВ
Уважаемые коллеги, руководители общеобразовательных учреждений Тракторозаводского района!
Все мы хорошо понимаем, что меняются требования к качеству образования, сегодня необходимо воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Если школа учитывает ведущие тенденции в научно-технической и производственной сферах, то социальное и профессиональное становление выпускников может быть эффективным.
Меняются критерии качества образования. Ими становятся: адекватное самоопределение выпускников, их профессиональная мобильность, функциональная компетентность, а не просто успеваемость по учебным предметам.
Конечно, значительный потенциал в решении этих задач имеет учебный курс «Технология» и создание системы технологического образования в школе.
Мне хотелось бы показать те мощные «точки роста» качества образования, которые несет в своем потенциале учебный курс технологии.
Необходимость серьезного отношения к проблемам технологического образования, которое призвано формировать у учащихся технологическую культуру сегодня является актуальным, как никогда.
К сожалению, в некоторых школах технология ассоциируется с трудовым обучением времен 70-80 гг. прошлого века. Отсутствие материально-технической базы и нехватка педагогических кадров еще в большей степени придает ей формальный характер. Конечно, трудовое обучение формировало умения путем многократного повторения упражнений, в то же время оно было интеллектуально бедным и направленным на формирование качеств исполнителя.
Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.
«Технология» является предметом учебного плана, имеющая большой нереализованный педагогический потенциал.
При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несет большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.
Мы сегодня много говорим о необходимости динамичной работы с одаренными детьми – и это правильно.
Другой вопрос: кого мы в своей учительской практике считаем талантливыми и почему? Если серьезно, на современном уровне развивать технологическое образование то значительная часть детей, сможет найти свою образовательную нишу с ростом познавательных интересов и следовательно с высокой степенью учебной и творческой мотивации. В нашей школе, имеющей общий набор и свой микрорайон, дети талантливы и успешны, такими их делает учебный курс технологии и вся система технологического образования.
Все мы знаем притчу: «К трем слепцам, по их просьбе, привели слона. Для того чтобы понять, как выглядит слон, они поднялись и начали его ощупывать. Один взял слона за ногу и понял что, слон похож на колонну, другой за хобот и сказал, что слон напоминает ему змею, а третий потрогал хвост и уточнил не змею, а веревку».
Так и в педагогической практике узко-предметная направленность содержательного ядра образования не всегда дает возможность формировать целостную картину мира.
Интерес нашей школы к технологии и системные разработки в этом направлении объясняются высоким потенциалом интеграции этой образовательной области, которая дает возможность в полном объеме применить в практической деятельности, знания, полученные на уроках физики, химии, математики, истории и других предметов.
Технология обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи, дает представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, объектов социальной среды, живой природы, тем самым помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области научных знаний.
Именно технология, как ни какая другая позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность (Проектная деятельность – интегрированный вид деятельности по созданию изделий или услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость)
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой.
Проект в переводе с греческого – «бросание вперед».
Сегодня актуальна модель школы, которая работала бы на опережение в обучении и развитии ребенка.
В результате развития проектно-исследовательских навыков и научно-технологического творчества учащихся:
- повышается уровень познавательного интереса школьников;
- активизируется стремление к овладению практическими навыками деятельности;
- появляется устойчивый интерес к учебе в процессе выполнения лабораторных практических заданий (физика, химия);
- формируются потребности в самообучении, саморазвитии, самореализации;
- усиливается мотивация к успешному продвижению в индивидуальной образовательной траектории с учетом профнамерений.
Кроме того, технологический профиль с его деятельностной компонентой обладает более широкими возможностями для реализации компетентностного подхода.
Если мы сравним ключевые компетенции с задачами технологического образования, то они не просто перекликаются, а напрямую совпадают.
Это:
- высокая степень самостоятельности в обучении;
- быстрая адаптация к меняющимся условиям жизни и труда (профессиональная мобильность);
- умение нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Кроме всего выше сказанного «Технология» несет в себе высокий воспитательный и созидательный потенциал. Созидатель варваром не станет.
Например: пошив пижамы для младшей сестры, создание механического устройства для поднятия тяжестей в подарок бабушке или табурет с электроподогревом для любимой кошки, а затем презентация и защита этих проектов на открытой сессии лицея, получение сертификата качества на родительском собрании в классе, делают ребенка добрее, гуманнее и бережливее, социально активнее.
Хочу сформулировать проблемы, которые на мой взгляд, могут нанести ущерб тому ценному, наработанному годами в образовании города в области технологического обучения и воспитания.
Сегодня «Технология» живет по остаточному принципу. Технология перестает быть базовой единицей учебного плана. Так для примера в Китае, который удивляет нас не только результатами спортивных олимпиад, но и темпами экономического роста, технологии отводится 3 часа с 3 по 9 класс и 144 часа с 10 по 12 класс, в Европейских странах: Англии, Франции, Нидерландах «Технология и дизайн» – ведущий предмет.
Предпрофильная подготовка учащихся, имеющая большой потенциал формирования устойчивых профессиональных намерений сводится к распределению часов элективных курсов на русский язык и математику для подготовки к итоговой аттестации в 9 классах, тем самым полностью выхолащивается ее задачи и содержание.
Нет массовой практики участия младших школьников в смотрах-конкурсах городского уровня по защите проектов и техническому творчеству, а именно в этом возрасте развитие мелкой моторики является ведущей для развития интеллекта.
В условиях развития информационной среды, каждый второй ребенок считает, возможным получить результат, если нажать клавишу компьютера. Виртуальные магазины, виртуальные путешествия, в результате виртуальная жизнь. Если еще 15 лет назад человек воспринимал реальность всерьез, как естественную данность, в которой приходится жить и трудиться, то сегодня ребенок ищет пути самоактуализации в виртуальной жизни, все больше времени, отдавая компьютерным играм – это «разрушительные» технологии.
Медики, психологи, педагоги бьют тревогу, диагноз один – сидром компьютерной зависимости и неадекватных поведенческих навыков в реальном мире. Что можно этому противопоставить? Природа человека ничего другого не изобрела – это только созидательный труд, воплощенный в образовательной практике предметом «Технология» и других форм трудовой деятельности.
С опытом деятельности педагогического коллектива по реализации модели технологического образования вы можете познакомиться в следующих изданиях:
- «Вестник образования» – № 1, 2005 г.;
- «Школа и производство» – № 1, 2008г.; № 4,2010 г.
- «Директор школы» № 10, 2005 г.
- Методически сборники ЧИППКРО – 2003г., 2008г.; 2009г.; ЧГПУ – 2000г.; 2001г.; 2002г.
Пашкова М.Ю.,
директор МОУ лицея № 120,
«Заслуженный учитель РФ»
г. Челябинска